


Несмотря на свой уже солидный для боевой машины возраст (в производстве с 1986 г.), БТР-80 (ГАЗ-5903) и по сей день остается на уровне современных требований. Удачная и надежная конструкция шасси БТР-80 явилась основой создания целого ряда колесных бронированных машин различного назначения. Он создан с учетом опыта боевых действий и предназначен для транспортировки подразделений мотострелков и морской пехоты, их огневой поддержки на поле боя и ведения боя непосредственно из машины. БТР-80 оснащен башенной пулеметной установкой с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТ, системой пуска дымовых гранат, средствами связи, системой защиты от оружия массового поражения, другими необходимыми средствами для ведения современного маневренного боя. В машине могут размещаться и вести бой 10 человек (экипаж из трех человек и семь мотострелков).
Машина отличается хорошим противопульным и противоосколочным бронированием, высокой подвижностью и маневренностью, живучестью на поле боя, а наличие амбразур позволяет вести бой непосредственно из БТРа. Внутри машины достаточно места для укладки боекомплекта к пулеметам, переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла», автоматов десанта, ручного противотанкового гранатомета и выстрелов к нему, ручных гранат Ф-1 и другого снаряжения. При полной массе 13600 кг БТР-80 способен передвигаться по шоссе (на плаву) со скоростью до 80 (9) км/ч. Машина получила высокую оценку в российской и ряде зарубежных армий.
Ранее БТР-80 завод выпускал с дневным прицелом, производства вологодского оптико-механического завода, а для инозаказчиков, в том числе и миротворческих сил ООН, с комбинированным прицелом «день-ночь». В 2009 г. на всех машинах, выпускаемых для отечественного потребителя в соответствии с гособоронзаказом, впервые будет установлен новый всепогодный прицел.
Опыт боевого использования БТР-80 подсказал направление дальнейшего совершенствования машины: необходимость повышения огневой мощи для обеспечения огневой поддержки и безопасности войск и сопровождаемых в колоннах машин. В связи с этим, конструкторами было принято решение установить на бронетранспортер новую башню с вынесенными за пределы боевого отделения 30-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом.
Бронетранспортер с новой башней получил обозначение БТР-80А (ГАЗ-59029), принятый на вооружение в 1994 году и в том же году поступивший в серийное производство. Работы по созданию этого бронетранспортера велись АО ГАЗ под руководством А. Масягина в рамках темы "Буйность".
За счет установки на новом бронетранспортере ночного прицела пассивно-активного типа повышены огневые возможности машины при стрельбе в ночных условиях. Большой угол наведения пушки и спаренного с ней пулемета позволяют поражать цели противника, расположенные на верхних этажах зданий, при ведении боя в городских условиях и на господствующих высотах при действиях в горной местности. Кроме того, такую башню можно установить на любой БТР советского производства более ранних моделей. Показатели надежности и живучести остались на прежнем высоком уровне.
На машине применены пулестойкие шины, позволяющие продолжать движение после пробития их пулями или осколками. БТР-80А сохраняет подвижность при подрыве на противотанковой мине и выходе из строя двух колес с одного борта. Двухстворчатые боковые люки обеспечивают десантирование пехотинцев из бронетранспортера, в том числе и на ходу на оба борта, а не только в сторону кормы, как на большинстве БТР западного производства. Это намного безопаснее в случае попадания в засады при движении в колоннах. Значительно расширена зона обстрела из стрелкового оружия десанта.
БТР-80А от прототипа отличается наличием башенной пушечно-пулеметной установки БППУ-1 с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. На башне установлены дневной и ночной прицелы, прожектор, система пуска дымовых гранат. БТР-80А имеет повышенную жесткость корпуса, а его боевая эффективность более чем в два раза превышает аналогичный показатель машины только с пулеметным вооружением.
Характеристика БТР-80 БТР-80А
Боевая масса, т 13,6 14,55
Экипаж + десант, чел. 3+7 3+7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 80 80
Максимальная скорость на плаву, км/ч 9 9
Запас хода, км 600 600
Мощность двигателя, л.с. 260 260
Вооружение:
- автоматическая пушка, калибр, мм - 2А72, 30
- крупнокалиберный пулемет, калибр, мм КПВТ, 14,5 -
- пулемет, калибр, мм ПКТМ, 7,62 ПКТМ, 7,62
Боекомплект, патронов:
- 30-мм с БПС, БТС, ОФС, ОФЗТС - 300
- 14,5-мм патронов 500 -
- 7,62-мм патронов 2000 2000
Прицелы для стрельбы ночью нет есть
Стабилизатор вооружения нет нет